Что такое логопедический массаж


Логопедический массаж: основные виды и рекомендации к применению

Как известно, все в человеке взаимосвязано: все органы, все системы, ткани представляют собой единое целое. Ни одна проблема, которая возникает в нашем организме, не может быть рассмотрена локально. Это касается и речи. Значительные проблемы речевого аппарата не решаются одними артикуляционными коррекциями и дыхательной гимнастикой. Здесь необходим логопедический массаж. На сегодняшний день известно достаточное количество различных методик проведения логомассажа. Рассмотрим сегодня технику и методику проведения, которую в дальнейшем возможно проводить в домашних условиях.

Основная роль логомассажа

Процедура представляет собой некий механизм, запустив который, изменяется состояние мышц, нервных окончаний, тканей и сосудов речевого аппарата. Данная процедура обусловлена одной из техник, которая нормализует стороны произносительности речи, а также эмоциональное состояние лица, которое несомненно страдает при нарушениях речевого аппарата.

Зачастую, массаж применяют при дизартрии, а также при стертых ее формах – это заикание и нарушение голоса.

В целом, процедура оказывает положительное воздействие на весь организм. Восстанавливается секреторная функция кожи, улучшается лимфо- и кровообращение. В процессе этого можно наблюдать значительное улучшение обменных процессов. Под воздействием массажных приемов происходит газообмен между кровью и тканями. Происходит своеобразная кислородная терапия.

Рефлекторное воздействие, благодаря приемам, сказывается на всей лимфатической системе, значительно улучшая функцию сосудов. Мышечная система существенно подвергается изменениям: эластичность мышечных волокон повышается, увеличивается работоспособность мышц, повышается сила сократительной функции. Стоит помнить, что между силой воздействия и проводимыми приемами существует зависимость. В зависимости от того, какого эффекта вы хотите добиться, расслабления или возбудимости, выполняются разные приемы с разной степенью интенсивности.

Таким образом, логотерапия положительно влияет на весь организм в целом, в значительной степени положительно воздействуя на мышечную и нервную систему, которые играют одну из главных ролей в речедвигательном процессе.

Можно устранить проблемы с речевым аппаратом

Основные задачи

  • Восстановление тонуса мышц артикуляционного аппарата и уменьшение дефектов артикуляционной мускулатуры.
  • Устранение недостатков сократительной способности путем воздействия на группу мышц, которые участвуют в работе периферического речевого аппарата.
  • Укрепление глоточного рефлекса.
  • Подготовка органов артикуляции к формированию произвольных движений.

Противопоказания

Данную процедуру нельзя выполнять при выявлении следующих заболеваний:

  • Инфекционные заболевания
  • Заболевания кожного покрова
  • Стоматит
  • Конъюнктивит
  • Судороги

Массаж необходимо проводить в теплом, хорошо проветриваемом помещении. Как правило, процедуру проводят циклами по 15-20 сеансов, с перерывами через день. Через месяц сеансы можно повторить. В некоторых случаях, когда массаж нельзя проводить так часто, выполняют процедуру реже, но с более длительным временем.

В зависимости от того, сколько лет ребенку, какой степени выявлено нарушение, а также с учетом индивидуальных особенностей варьируется длительность процедуры. Начальные сеансы проводят от 2-х до 5-и минут, конечные – до 20-ти минут.

Основные виды

Классический ручной массаж выполняется несколькими методиками: лечебный классический, точечный, аппаратный.

Лечебный массаж выполняется непосредственно на поврежденном участке или вблизи него, без учета рефлекторного воздействия. Выполняется поглаживание, растирание, разминание и вибрация – основные приемы массажа.

Для выполнения данного вида используют щетки с мягкой щетиной или шпатели.

Точечный массаж локально воздействует на биологически активные точки, оказывая расслабляющее или стимулирующее действие.

Аппаратный выполняется с помощью вибрационных, вакуумный и других приборов.

Ребенок может выполнять массаж и самостоятельно. Самомассаж заключается в разминании лица руками, разминании языка с помощью зубов.

Можно выполнять процедуру в домашних условиях

Рекомендации к применению расслабляющего массажа

Его выполняют для уменьшения повышенного тонуса речевых мышц. С помощью лицевого массирования формируется мимические средства общения, а также развитие оральной сферы, которая принимает активное участие для нормального питания ребенка и развития речевого аппарата. Ребенок должен принять такое положение, в котором бы тонические рефлексы проявлялись в минимальном объеме.

Расслабление мышц шеи
  1. Перед тем, как начать выполнение массирования артикуляционной мускулатуры, необходимо добиться расслабления мышц шеи. Ребенок должен лечь на спину или полусидя таким образом, чтобы голова свешивалась назад.
  2. Голову ребенка нужно придерживать сзади одной рукой, второй начать выполнение круговых движений по часовой стрелке, а потом против.
  3. Далее начинаем медленно и осторожно поворачивать голову ребенка в стороны и производить покачивания вперед и назад (5 раз).

Расслабление данных мышц способствует расслаблению корня языка. Чтобы достичь эффекта расслабления оральной мускулатуры, выполняются легкие поглаживания и похлопывания мышц шеи, лица, губ. Движения должны быть легкими, мягкими, от периферии к центру. Повторять каждое движение следует 5-8 раз.

Расслабление лицевой мускулатуры
  1. Расслабление этой группы мышц выполняется с поглаживаний области лба, двигаясь от центра к вискам.
  2. Затем следуют поглаживания от бровей к волосистой части.
  3. Поглаживания бровей от переносицы в стороны.
  4. Легкие поглаживания от боковой линии лба, двигаясь по щекам к подбородку.
  5. Легкие незначительные пощипывания по нижней части челюсти.
Расслабление губной мускулатуры
  1. Расслабление данной группы мышц производится за счет поглаживаний в области губ.
  2. Поглаживания от уголков рта к центру, как верхней, так и нижней губы.
  3. Легкое поглаживание носогубных складок от крыльев носа к уголкам рта.
  4. Легкое постукивание губ подушечками пальцев.
  5. Если имеется асимметрия лицевой мускулатуры, большее число массажных движений осуществляется на пораженной стороне.

 Рекомендации к применению стимулирующего массажа артикуляционной мускулатуры

Данные приемы выполняются с целью укрепления мышечного тонуса. Приемы выполняются в быстром и энергичном темпе. Движения проводятся от центра к периферии. Используются такие приемы как поглаживание, растирание, разминание, пощипывание. После первых 5-ти более слабых приемов, сила воздействия нарастает. Каждое движение повторяется 10 раз.

Укрепление лицевой мускулатуры
  1. Укрепление происходит с поглаживания лба, от центра к вискам.
  2. Поглаживание бровей.
  3. Ритмичное поглаживание щек от подбородка к ушам.
  4. Разминание скуловой мышцы, которое производится спиралевидными движениями.
  5. Пощипывание щек.
Укрепление губной мускулатуры

Укрепление губной мускулатуры выполняется за счет легкого поглаживания и пощипывания области губ.

Массаж язычной мускулатуры

Данную процедуру нужно выполнять до еды или через 1,5 часа после еды. Пациент должен принять положение лежа.

Сначала выполняется массаж десен путем горизонтальных движений по одной стороне десны. Во время движений сильно усиливается слюноотделение, поэтому дайте ребенку возможность проглотить слюну. Далее выполняются аналогичные движения по другой стороне десны. За ними следуют вертикальные движения.

Небо необходимо массировать пальцем по средней линии, с легким приподниманием мягкого неба. Данное движение нужно повторить 10-15 раз.

За небом следует массирование языка. Выполняются такие приемы, как поглаживание, похлопывание, вибрация. Массировать нужно в направлении спереди-назад до зоны рвотного рефлекса.

Всегда нужно следить за поведением и состояние ребенка во время процедуры. Если он настроен негативно, используйте различные отвлекающие маневры: песенки, игрушки, стишки. Ребенок обязательно почувствует ваш настрой и успокоится.

hochumassazh.ru

Логопедический массаж

Прошло то время, когда Ваш малыш беззаботно гулил и агукал, потом произносил свои первые звуки и слова. Он подрос и к 3-4 годам Вы стали замечать нарушения в его речи. Это могут быть неправильное звукопроизношение, «каша» во рту, заикание, замедленное развитие речи.

Чтобы развеять свои сомнения, Вы идёте на консультацию логопеда. Продиагностировав речевое развитие малыша, он выявляет определённые дефекты речи. Причины нарушения речи у ребёнка могут быть различными. Специалист рекомендует коррекционные занятия совместить с необходимым в этом случае логопедическим  массажем.

Вы никогда не слышали о нём? Или слышали это словосочетание, но не знаете, что оно означает?

Давайте ознакомимся.

Логопедический массаж – это процедура, в ходе которой производятся механические воздействия на артикуляционный аппарат ребёнка: щёки, губы, язык, мягкое нёбо, а также лицо, голову, шею. Он действует на состояние мышц, нервов и кровеносных сосудов речевого аппарата. Массаж входит в комплексную программу коррекции речевых нарушений. Он оказывает неоценимую помощь в поддержке тонуса мышц артикуляционного аппарата, нормализации звукопроизношения, а в итоге в формировании правильной речи.

Показания для детского логопедического массажа

Перед началом массажа логопед проводит обследование мышц артикуляционного аппарата, оценивая их работу. Логомассаж должен выполняться профессионально и безболезненно.

Показаниями являются:

– дизартрия (в том числе и скрытые формы);

– ринолалия;

– алалия;

– дислалия;

– голосовые нарушения;

– заикание;

– логоневрозы;

– задержка речевого и психоречевого развития (ЗРР и ЗПРР);

– задержка психического развития (ЗПР);

– нарушения тонуса артикуляционных мышц;

– неконтролируемое слюноотделение.

Иногда массаж назначается в качестве дополнительного метода для ускорения развития речевых навыков.

Цели логопедического массажа

Назначение массажа детям имеет свои задачи и цели:

– помощь в правильной постановке звуков;

– стимуляция процесса формирования речи;

– улучшение звучания голоса и состояния голосовых связок;

– косвенное влияние на отделы головного мозга, отвечающие за речь;

– нормализация затруднённого дыхания;

– формирование правильного диафрагмального дыхания;

– повышения контроля ребёнка над движениями своих лицевых мышц, языка;

– нормализация тонуса мышц речевого аппарата, лицевых мышц;

– коррекция таких нарушений речи, как заикание, дизартрия, ринолалия и др.;

– укрепление глоточного рефлекса;

– стимуляция кинестетических ощущений;

– понижение гипертонуса при спастичности, параличе мышц речевого аппарата, гиперкинезе, синкенизии (расслабляющий эффект массажа);

– повышение тонуса мышц с недостаточной сократительной способностью (для возникновения нужного напряжения при звукопроизношении);

– снижение слюноотделения;

– уменьшение психологического дискомфорта и эмоциональных зажимов.

О пользе логопедического массажа

Помимо своей основной функции по укреплению и развитию артикуляционного аппарата, данная процедура положительно воздействует и на весь организм: улучшает крово- и лимфообращение, нормализует дыхательные процессы, стимулирует обмен веществ, благотворно влияет на работу нервной и мышечной систем, повышает общий эмоциональный фон.

Противопоказания

Чтобы не навредить здоровью ребёнка, от сеансов логопедического массажа необходимо отказаться, если имеется хотя бы один из перечисленных признаков:

– инфекционные и вирусные заболевания (грипп, ОРВИ и др.);

– герпесные и гнойничковые высыпания на лице и/или в ротовой полости;

– повышенная температура;

– воспалительные заболевания глаз (конъюктивит и др.);

– болезни ротовой полости (стоматит, гингивит);

– увеличенные лимфоузлы;

– тромбоз сосудов;

– болезни крови и капилляров;

– повышенное внутричерепное давление;

– гематомы на массируемом участке;

– аллергия с проявлениями в виде крапивницы, отёк Квинке в анамнезе;

– инфицированные раны;

– онкологические заболевания;

– фурункулёз;

– эпилепсия;

– гиперчувствительность;

– ангина (в острой фазе и в течение 10 дней после выздоровления).

Очень аккуратно надо начинать процедуру массажа у деток с эпилептическим синдромом. При малейшем подозрении на непереносимость (тремор, посинение носогубного треугольника) сеанс необходимо прервать.

При стойком нежелании ребёнка проводить логомассаж, когда он напуган, кричит, плачет, не даёт к себе прикоснуться, следует отложить процедуру до улучшения его психоэмоционального состояния.

Виды логопедического массажа

Существует несколько видов логопедического массажа:

– классический (традиционный). В зависимости от того, какой необходимо получить эффект (расслабляющий или укрепляющий мышечный тонус), используют различные приёмы: поглаживание, растирание, разминание, вибрация. При этом можно помогать шпателями, зубной щёткой и т.д.;

– точечный. Он осуществляется путём нажатия на определённые биологически активные точки на голове ребёнка. В результате добиваются расслабляющего либо стимулирующего влияния;

– зондовый. Автором данной методики является Е.В. Новикова. Процедура проводится с помощью разработанных ей специальных зондов. Действие массажа направлено на необходимые участки речевого аппарата. Эффективное применение находит в работе над правильным звукопроизношением;

– аппаратный. Выполняется  при помощи специальных приборов: вакуумных, вибрационных и др.;

– самомассаж. Его ребёнок делает сам, совершая движения руками, и массажируя язык зубами.

Ещё встречаются логопедические массажи по методикам Е. Архиповой и Е.А. Дьяковой.

Чтобы применять массажные процедуры в домашних условиях, предварительно нужно проконсультироваться с логопедом (специально обученным массажистом) и освоить под его руководством некоторые приёмы.

Рекомендации для проведения логопедического массажа

Логопедический массаж необходимо выполнять в тёплом, проветренном помещении. Чтобы создать комфортную, располагающую к доверию атмосферу, можно общаться с малышом, рассказывать стихи, сказки, включить успокаивающую музыку.

Ребёнок в этот момент полусидит или лежит в расслабленном состоянии.

Необходимое количество сеансов подбирает логопед во время диагностики. Обычно курс массажа состоит из 10-20 процедур, проходящих ежедневно или через день.

Первые сеансы занимают по времени 5-6 минут, постепенно увеличиваясь с каждым разом до 15-20 минут.

В зависимости от речевого нарушения курс можно продолжить через 1-2 месяца.

Регулярное выполнение логопедического массажа, дополненное артикуляционной гимнастикой, повысит эффективность корректировки нарушений речи.

logocenter.info

Поговорим о логопедическом массаже.

Содержание статьи:

Детям, имеющим значительные речевые расстройства, бывает недостаточно проведения лишь дыхательной и артикуляционной гимнастики. В некоторых случаях для коррекции произношения назначается логопедический массаж. Своевременно не устраненные дефекты речи могут стать причиной появления у ребенка отклонения в поведении, неуверенности в себе, нарушения памяти, ухудшения внимания.

Общее понятие логопедического массажа

Логопедический массаж предполагает активное воздействие на жевательные и мимические мышцы лица и шеи. По методике, которую предложила специалист по проблеме заикания Е. А. Дьякова, акцент при процедуре делается на шею, плечевой пояс и голову. Проводится массаж боковых поверхностей щек, мягкого неба, мышц скул, языка. Такие приемы, как похлопывания, поглаживания, вибрация, растирания, используемые при процедуре, улучшают кровообращение, приводят в норму мышечный тонус, нормализуют обменные процессы. При массаже учитывается влияние главных и косвенных мышц на функционирование речевого аппарата и симметричность строения мышц языка.

Е. А. Дьякова делает особый акцент на работе с детьми. Очень важно, чтобы массаж маленькому ребенку проводился безболезненно и очень аккуратно. Особенно сложным являются манипуляции, требующие применения специальных приспособлений. Поэтому родителям следует доверить эту работу профессионалу, например, обратившись в логопедический центр. Однако процедуру можно провести и в домашней обстановке, посмотрев обучающее видео.

Эффект логопедического массажа

Логопедический массаж:

1. Нормализует тонус мышц речевого аппарата. В случае тяжелых заболеваний снижает степень проявления двигательных дефектов мускулатуры, участвующей в артикуляции.

2. Включает в процесс артикуляции мышцы, ранее не задействованные в этом.

3. Активизирует группы мышц речевого аппарата, имеющие недостаточную сократительную способность.

4. Уменьшает активную секрецию слюнных желез.

5. Укрепляет глоточный рефлекс.

6. Стимулирует кинестические ощущения (ощущение собственных частей тела).

7. Создает условия для развития произвольных и координированных движений артикуляционного аппарата.

8. Повышает эластичность мышц языка, нормализует их сократительную функцию.

9. При задержке развития ребенка стимулирует разговорную речь.

Логопедический массаж при дизартрии у детей оказывает наилучшее воздействие не только на функционирование речевого аппарата, но и весь организм в целом. Массаж активизирует кровообращение, улучшает питание кожного покрова и внутренних органов, ускоряет отток венозной крови. Благодаря процедуре, повышается работоспособность мышц, усиливается их эластичность, улучшается сократительная функция.

При массаже языка и внутренней ротовой полости у ребенка улучшается речевое дыхание, появляется способность произносить звуки, которые он не мог воспроизводить ранее. С помощью лечебного массажа можно наладить процесс грудного вскармливания в том случае, когда новорожденный плохо берет грудь.

Рекомендации по проведению логопедического массажа

Лучше всего, если массаж на лице, шее и плечевом поясе ребенка будет осуществлять квалифицированный специалист, который владеет всей необходимой техникой и знает анатомию мышц, составляющих артикуляционный аппарат. Правильная обработка языка при процедуре требует использования специальных зондов, которыми при неосторожном использовании можно поранить слизистые оболочки детского рта. Для получения профессионального массажа можно обратиться в логопедический центр. Несложные элементы массажа родители могут делать самостоятельно, предварительно посоветовавшись с логопедом или посмотрев специальное видео. Подробные рекомендации по проведению лечебной процедуры даны в книге, автором которой является Е. А. Дьякова.

В помещении, где выполняется логопедический массаж, ребенку должно быть комфортно. Оптимальная температура для проведения процедуры – 22 градуса. Любой массаж, в том числе и логопедический, должен выполняться чистыми теплыми руками, не имеющими воспалительных заболеваний. Ювелирные украшения должны быть сняты, ногти – коротко острижены. Логопедический массаж нужно проводить через 2 часа после приема ребенком пищи. Перед сеансом с языка малыша необходимо удалить остатки еды.

Во время лечебного массажа ребенок не должен чувствовать болевых или неприятных ощущений. Если малыш отказывается принимать горизонтальное положение, на первом сеансе можно усадить его. В дальнейшем логопедический массаж лучше проводить в положении лежа. Если для проведения процедуры родители выбрали логопедический центр, желательно, чтобы массаж проходил в присутствии мамы. Если ребенок настроен отрицательно, мама может посмотреть обучающее видео, чтобы самостоятельно осуществлять легкие массажные действия на лице малыша.

Длительность курса и продолжительность процедур зависят от возраста малыша и формы нарушения функционирования речевого аппарата. Для младенца, а также при незначительных дефектах речи достаточно 5-минутного сеанса. При тяжелых формах нарушения логопедический массаж можно проводить в течение 25 минут.

Массаж ребенку, в том числе логопедический, назначают курсом в 15-20 сеансов. Процедуру следует проводить ежедневно, после завершенного курса необходимо сделать месячный перерыв, а затем повторить цикл. При тяжелых нарушениях функций речевого аппарата может потребоваться несколько сеансов массажа.

Противопоказания для логопедического массажа

Логопедический массаж нельзя проводить при:

- простудных заболеваниях;

- герпесе на губах или другой части лица;

- воспалительных заболеваниях глаз;

- воспалительных заболеваниях ротовой полости;

- остром инфекционном заболевании;

- травмах языка, например, ожоге;

- увеличении лимфатических узлов;

- повышенном внутричерепном давлении;

- грибковых заболеваниях кожи;

- активной форме туберкулеза;

- онкологических заболеваниях;

- эпилепсии;

- болезнях крови и капилляров;

- гематомах на массируемых участках тела.

Если ребенок болел, любой массаж, в том числе и логопедический, можно проводить не ранее, чем через 10 суток после полного излечения. Перед началом курса важно пройти обследование у педиатра и невропатолога и получить у них заключение об отсутствии противопоказаний. Если при процедуре ребенок кричит, сопротивляется, вырывается, сеанс следует прекратить, а малыша успокоить.

При различных нарушениях речи у ребенка важно вовремя пройти курс логопедического массажа. Чем раньше папа и мама позаботятся о восстановлении функций речевого аппарата малыша, тем быстрее и легче он станет правильно говорить. Для проведения лечебной процедуры можно обратиться в логопедический центр или делать несложные манипуляции самостоятельно, посмотрев специальное видео.

Видео логопедического массажа.

ug-mama.ru


Смотрите также