Детский массаж при дцп


Массаж при ДЦП

Реабилитация ДЦП проводится многими специалистами: неврологом, педиатром и логопедом, дефектологом, физиотерапевтом и массажистом в условиях лабораторий, стационара, санаториев и курортов.

Основой успешного восстановления детей является раннее лечение и вовлечение в процесс оздоровления ребенка  родителей, которые могут научиться выполнять массаж и физические упражнения детям с ДЦП.

Терапевтическая ценность массажа

Массаж положительно влияет на кровоток и лимфоотток, активизирует обменные процессы в тканях, доставляет к органам кислород, рефлекторно влияет на нервную систему и внутренние органы, увеличивает мышечную массу и адапционные возможности организма детей, укрепляет мышечный корсет. Применяют во время массажа все классические приемы и начинают его с возраста ребенка - 1,5 месяцев. Массаж в этом возрасте ребенка после  1 года существенно отличается от массажа грудничков - он выполняется более интенсивно и продолжительнее.

Массаж при ДЦП расслабляет спастичные мышцы (при выполнении поглаживаний и катания, потряхивания, вибрации и пунктуации), стимулирует ослабленные мышцы (поглаживанием и растиранием, пощипыванием, поколачиванием, штрихованием и пунктуацией). Массажными приемами задействуют определенные мышечные группы, часто сочетая с движениями на дыхание.

Правила поведения массажа

Массажные процедуры проводят за 30-60 минут до кормления ребенка и спустя 1,5-2 часа после него, ежедневно или через день в течение 5-10 минут. Не проводят -  на ночь и на полный желудок. Крема и присыпки не используют. При слишком чувствительной коже используют детское масло или глицерин.

Во время процедуры необходимо следить за реакцией малыша. Если ребенок раздражается и плачет – массаж прекращают. Массажист должен применять мягкие и нежные массажные  движения.

При массажной процедуре необходимо:

  • Проводить предварительно медикаментозную терапию и лечение теплом.
  • Разные виды массажа выполняют подходящими приемами, учитывая особенность заболевания и общее состояние здоровья малыша.
  • При повышенной чувствительности кожи вначале проводят сегментарный массаж для расслабления мышц.
  • Выполняют массаж при максимальном расслаблении мышц, для чего подбирают ребенку соответствующее положение.
  • После массажа рекомендуется выполнять некоторые упражнения для закрепления положительного результата.

Наилучшее время для проведения общего и сегментарного массажа –  до проведения занятий. В процессе индивидуальных занятий выполняют линейный и точечный массажи, сочетая с упражнениями.

Противопоказания к массажу при дцп

Нужно помнить о том, что не выполняют массаж при наличии:

  • Высокой температуры и любых лихорадочных состояний.
  • Любых высыпаний на коже.
  • Повышенной чувствительности кожи.
  • Обострения любого заболевания.

Как лечить классическим массажем детский ДЦП

Основной задачей массажиста при диагнозе «ДЦП детский» становится расслабление напряженных мышц и создание тонуса для расслабленных мышц, существенно уменьшая порочные позы малышей.

Выполняют расслабляющий массаж следующими приемами:

  • Непрерывным поверхностным поглаживанием с помощью легких, плавных и медленных движений, не смещающих кожу относительно тканей, что лежат под ней.
  • Валянием задействуют большие мышечные группы, максимально их расслабляя методом переваливания мышцы из руки в руку.
  • Катанием разрабатывают мышцы на конечностях (тазобедренном и плечевом суставах). Конечность необходимо положить на опору, немного прижать к ней и слегка «прокатать» туда-обратно, как на тесте скалку.

Стимуляцию ослабленных мышц выполняют приемами:

  • Поглаживанием: глубоким непрерывистым и прерывистым.
  • Растиранием: гребнеобразным (сжатой в кулак кистью, задействуя тыльную поверхность вторых фаланг пальцев и опираясь на большой палец), углубленным, то есть с усилением (давлением другой кистью на первую) Выполняют на крупных мышцах спины, бедер и ягодиц.
  • Поколачиванием (очень легко!) и пощипыванием, легкой вибрацией, пилением и сверлением воздействуют на мышцы ног, рук, плечей и таза. Круговыми и винтообразными движениями массажист проходит вдоль позвоночника с обеих сторон, перемещая кожу в сторону позвоночника. Применяет пальцы - II и IV или I. Руки передвигает снизу вверх по каждому сегменту к шее.
  • Разминанием всех крупных мышц спины, косых мышц живота, мышц рук и ног, включая бедра, ягодицы, голеностоп.

При выполнении массажных движений ладонью, массажист толчками и катанием передвигает кожу и ткань мышцы. Завершая сегментарный массаж, он приступает к выполнению массажа отдельных частей тела: области лопаток, таза и конечностей.

Массаж спины

Массаж спины начинают с нежного поглаживания вдоль позвоночника на расстоянии 2 см от него. Ребенок лежит на животике ножками к массажисту. Движения обеих рук направляют от ягодиц к голове и обратно.

Затем продолжают сегментарный массаж от ягодиц к голове массажными движениями: сверлением, пунктуацией между остистыми отростками и пилением. Затем массируется окололопаточная область: наружный край лопатки, ее нижний угол, внутренний край и надплечье.

Переходят к растиранию верхнего края трапециевидной мышцы по направлению к затылку, переходя на лопатку: надостные и подостные зоны. Заканчивают легкими вибрационными движениями всей спины и поглаживанием.

Разминанием и валянием подвергают мышцы спины, расположенные вдоль позвоночника, направляя движения от ягодиц (по ягодицам) к голове.

Показание для массажа спины: дефекты осанки, начальная степень сколиоза, подвижность плечевого сустава и плечевого пояса ограничена.

Для достижения и закрепления положительных результатов рекомендуется сегментарный массаж чередовать с точечным массажем и иными видами рефлексотерапии, физическими упражнениями.

Массаж рук

Ручки массируют поглаживающими, растирающими, разминающими приемами, легким сдавливанием и вибрацией.

Поглаживающие приемы выполняют вначале, в конце и между другими приемами. Данный прием необходим для активизации кровообращения и лимфооттока в органах и тканях, расслабления мышечной системы, для комфортного состояния ребенка. Растирают руки кольцевыми движениями от запястья к плечу.

Ребенка укладывают на спину и массируют руки, начиная от кистей и заканчивая плечевым суставом мягкими неторопливыми и плавными движениями. Можно одновременно задействовать внешнюю и внутреннюю поверхность ручек малыша обхватывающими движениями. При этом большой палец находится на внутренней поверхности рук, четыре остальных пальца – на внешней поверхности. 

Массаж ног

Движения такие же, как и для рук. Ребенок лежит на спине. Правая ножка ребенка находится в левой руке массажиста. Начинают правой рукой с поглаживающих приемов от стопы в сторону паха, захватывая бедро, наружную и заднюю части бедра и голени тыльной стороной кисти или ладонью. Массаж коленной чашечки выполнять не рекомендуется, а только вокруг нее.

Ногу ребенка обхватывают рукой и кольцевым растиранием со всех сторон подушечками пальцев направляют движение от стоп по направлению к тазу.

Растиранием подошвы и стопы от пятки к пальцам и от изгиба голеностопа по плюснам к пальцам эффективно воздействуют на весь организм.

Разминают сначала одну, затем другую ногу, укладывая ребенка на живот. Одной рукой поддерживается стопа, захватывают мышцы голени и разминают их другой рукой, переходя на  поверхность бедра сзади.

Затем ребенка переворачивают на спину и разминают переднюю поверхность бедра.

Массаж живота

Легкое поглаживание выполняют кругами по часовой стрелке ладонью, не надавливая на живот. Затем массируется средняя линия живота по косым мышцам. Грудь  массируют обеими ладонями кругообразными движениями: по часовой стрелке – правой ладонью, против часовой стрелки – левой.

Как выполняют растирание

Этим прием необходим для расслабления, активизации кровоснабжения и лимфооттока, питания мышц, связок и сухожилий. Массажист выполняет прямолинейные и спиралевидные растирающие движения с помощью подушечек пальцев, смещая и сдвигая кожу по отношению к нижележащим тканям.

Грудь, спину, живот и бедра растирают прямолинейными и спиралевидными движениями с помощью подушечки большого пальца или 2-4 пальцев.

Как выполняют разминание

Разминание необходимо для активизации лимфо- и кровотока, улучшения состояния суставов, связок, сухожилий, мышц, включая глубокие, и соединительной ткани. Приемы должны быть аккуратными и нежными. Чаще используется валяние. Для его выполнения располагают большой палец с одной стороны мышцы, с другой – два пальца (указательный и средний). Мышца немного сдавливается и плавно сдвигается туда-обратно.

Как выполняют вибрацию

Мягкие, быстрые и ритмичные вибрационные приемы необходимы для активизации обменных процессов в организме, насыщения тканей кислородом, обезболивания. Для их выполнения захватывается или надавливается мышца и производятся колебательные движения в стороны, продвигая руки вдоль мышцы.

Как выполняют поколачивание

Для данного приема задействуют обе рук, слегка сгибают пальцы и подушечками поколачивают в направлении мышцы (вдоль и поперек).  При этом необходимо рассчитывать силу хлопков, чтобы избежать травмирования хрящей, сухожилий, суставчиков  и кожи.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

Массаж при ДЦП необходим для расслабления спастических мышц, стимулирования ослабленных мышц. Его совмещают с лечебной физкультурой, водными процедурами и иными видами физиотерапии.

ДЦП - характеристика, причины, симптомы

ДЦП - лечение

Бессонница у детей. Ребенок плохо спит

Страх и тревога у детей

Невротическое заикание у детей

nevroz-psixoz.com

Детский церебральный паралич (ДЦП)

Детский церебральный паралич (ДЦП)

Этиология. Данное заболевание у детей связано с нарушением головного мозга, которое может возникнуть внутриутробно под воздействием на эмбрион химическими, лекарственными, механическими воздействиями, а также при наличии инфекции в период новорожденное™.

Патогенез. Кислородное голодание мозга ребенка (ограничение поступления кислорода при родах) имеет соответствующие степени нарушения:

до 5 мин гипоксия – отрицательные клинические проявления держатся и проявляются симптомы до 2–3 недель жизни ребенка, затем состояние постепенно нормализуется;

от 7 до 15 мин – клинические проявления удерживаются до 1–2 месяцев жизни ребенка и наблюдается отставание детей от нормы во всех основных движениях и соответствующих возрасту рефлексах (поворачивать голову, сидеть, ходить). Восстановление значительно позже нормальных сроков развития ребенка;

если гипоксия продолжается более 15 мин, то тяжелая степень, процесс восстановления и реабилитации медленный и не полностью.

Клиническая картина. Все степени нарушения связаны с повреждением опорно-двигательного аппарата и носят рефлекторный характер, к сожалению, иногда неуправляемый самим ребенком. Наличие патологического тонуса сформировано недостаточностью развития контролирующего влияния коры головного мозга, в связи с чем необходима длительная система обучения, восстановление и владение своими произвольными движениями, как статического, так и динамического характера.

Все безусловно-рефлекторные движения возникают в ответ на интеро– и экстероцентивные раздражения.

У новорожденного сосательный рефлекс возникает спонтанно, но можно проведением штриха по его губам вызвать открывание рта. Если коснуться уголка рта и провести по щеке пальцем, то у ребенка повернется голова в сторону раздражения и откроется рот.

В то же время при двустороннем или одностороннем параличе лицевых нервов при ДЦП сосательный и поисковые рефлексы отсутствуют. При лечении использовать массажные манипуляции от угла губ и по щеке, при этом одновременно пассивно оттягивать уголок рта с поворотом головы в соответствующую сторону по 2–3 раза в день, дозировка – 1–2 мин. Данная методика в сочетании с периодом грудного кормления способствует восстановлению функции паретичной нижней ветви лицевого нерва.

Рефлекторное разгибание рук и пальцев из сгибательных поз, а далее сгибание предплечий, прижимая руки к грудной клетке, – наблюдается у здоровых детей до 6 месяцев. При резком внезапном звуке или пассивном поднятии ног. У ребенка с ДЦП данный рефлекс ослаблен или наблюдается асимметрия движений конечностями. При лечении, используя рефлекс Моро, можно способствовать значительному уменьшению пареза конечности, девая по 2 раза в день 5–6 движений.

У детей раннего возраста до 3 месяцев преобладает тонус мышц сгибателей конечностей. Так, здоровый ребенок лежит на спине с согнутыми предплечиями и пальцами кистей, сжатых в кулачок. Ноги его согнуты и разведены в стороны. У больного же ребенка мы наблюдаем асимметричное состояние тонуса мышц, спастичность в разгибательных группах мышц.

Наиболее эффективно лечение этой «позой», т. е. следует пассивно конечностям придавать нормальное положение с помощью мягких фиксирующих укладок. Дозирование постепенное: по 15–20 мин – 1–2 раза в день, особенно в раннем (2–2,5 месяца) возрасте.

Физиологический хватательный рефлекс у здоровых детей симметричен и исчезает к 6—10-му месяцу жизни. В то же время отсутствие данного рефлекса до 3 месяцев жизни ребенка говорит о парезе сгибателей пальцев обеих рук. Лечение проводить приемом точечного массажа в середине ладони (лао-гун) или давать в кисть продолговатый предмет и сгибать его пальцами, что значительно способствует восстановлению утраченной двигательной реакции, по 2–3 раза в день до 10–15 дней.

Здоровый ребенок до 4 месяцев начинает движения – ползание, если его положить на живот и слегка надавить ладонями на подошвы ног. У больного малыша же данный рефлекс отсутствует (нижний парапарез). В лечении надо уделить внимание рефлекторному массажу стоп.

При поддержке под мышки на первых месяцах жизни у ребенка мы наблюдаем ритмичные шаговые движения с хорошей опорой стоп. Данная ходьба у больных детей вообще отсутствует или он ступает, перекрещивая ноги, – опираясь на пальчики. Та же разница в диагностике: при вертикальном удержании ребенка у нормально развивающего, взятого под мышки, сначала разгибаются ножки, затем туловище, голова. У больного – подошвенное сгибание больших пальцев ног, голеней и перекрещивание нижних конечностей. В целях лечения необходимо в вертикальной позе ребенка сгибать ноги во всех суставах, придерживая за наружные своды стопы без опоры на них. Или ставить на опору одновременно, разгибая голени и туловище, следя за устранением перекрещивания ног и сгибанием стоп и их пальцев. Точечным массажем на подошве стопы (юн-цюань) вызывать рефлекс сгибания пальцев стопы, в последующем раздражая (стимулируя) по наружному своду стопы (линия пу-шэнь) – разгибание пальцев, что способствует оживлению разгибания стоп и предупреждению парочных поз. Дозировать по 3–4 раза в день по 1–1,5 мин воздействия.

В норме у новорожденного рефлекторно выгибается позвоночник при паравертебральном воздействии. А явное отсутствие данного рефлекса указывает на паретическое состояние мышц спины.

В лечении нежным массажем мышц спины способствовать разгибанию туловища ребенка.

Шейно-тонические рефлексы с самого раннего периода жизни ребенка проявляются в пассивном повороте головы в сторону: если лицо повернуто влево, то разгибается левая рука.

При ДЦП данный рефлекс чаще задерживается на длительный срок, иногда до подросткового периода.

При лечении с целью правильного восстановления асимметричности шейно-тонического рефлекса необходимо поворачивать голову в сторону лежащему на спине ребенку и фиксировать до 8—10 с с разгибанием верхней конечности в локтевом суставе, а на другой стороне – сгибанием руки.

Здоровый ребенок, удерживаемый в позе лежа на животе за бедра, ноги сгибает и отводит, в то же время больной ДЦП их выпрямляет и приводит. Необходимо проводить занятия по пассивному удерживанию головы в сочетанности с фиксацией взгляда на интересующем его предмете (игрушке). Дозирование – до 10–15—20 мин, помогая захватить предмет и давать время на удержание его в руке.

В 10–12 месяцев здоровый ребенок, уложенный на спину, – садится, а на живот – становится на четвереньки. У детей при патологии ДЦП указанного возраста данный рефлекс ослаблен или совсем отсутствует, ему трудно сидеть прямо.

Также здоровый ребенок 6–7 месяцев, положенный на живот (на ладонях массажиста), разгибает голову, при этом выпрямляя спину и нижние конечности. У больных детей данный рефлекс не наблюдается.

Диагностическое значение имеет рефлекс опорности кистей: так, здоровый ребенок в 6 месяцев в момент приближения к опоре сразу выпрямляет вперед к опоре руки, а больной этого движения не выполняет.

Лечение детей с явными нарушениями необходимо строго дифференцировать по возрастным этапам, исходя из норм двигательного развития здорового ребенка. Массажист должен совместно с врачом-невропатологом участвовать в проведении всех функциональных проб и оценке подвижности двигательных функций, что очень важно при выборе соответствующей методики массажа у детей, страдающих церебральными параличами.

Задачи массажа: способствовать расслаблению гипертонии мышц, седативное действие на гиперкинезы отдельных групп мышц; стимулирование, тонизирование функции паретичных мышц; снижение вегетативных и трофических расстройств; улучшение общего состояния ребенка и улучшение работоспособности его мышц.

Методика. В настоящее время применяют разновидности лечебного массажа (классический, точечный, проводимый по стимулирующей и седативной методике, сегментарный, линейный массаж и другие). В зависимости от формы заболевания специалист по лечебному массажу выбирает наиболее эффективный вид массажа. Так, для расслабления мышц применяют такие приемы, как поглаживание, сотрясение, валяние, легкая вибрация лабильная. С целью стимуляции отдельных мышечных групп используют глубокое непрерывистое и прерывистое поглаживание пальцами, гребнями, растирание с отягощением, граблеобразное, поколачивание, щипцеобразное разминание, штрихование, строгание.

При проведении сегментарного массажа применяют все приемы паравертебрального воздействия. План массажа строится по общему варианту воздействия: спина, воротниковая зона, окололопаточная область, верхние конечности, нижние конечности. Массаж рук и ног всегда начинают с вышележащих областей, т. е. плечо, предплечье, кисть и бедро, голень, стопа.

Рис. 196. Направления проведения меридиально-точечного массажа при ДЦП: а – по ходу меридиана сердца; б – по ходу меридиана тонкой кишки; в – по ходу меридиана легких; г – по ходу меридиана перикарда

Рис. 197. Направления проведения меридиально-точечного массажа при ДЦП: а – по ходу меридиана толстой кишки; б – по ходу меридиана «трех обогревателей тела»

Меридиально-точечный массаж (см. – рис. 196–197) применяется для релаксации групп мышц верхней конечности, его рационально выполнять перед физической нагрузкой. При мышечном гипертонусе необходимо воздействовать против направления хода меридиана, используя при этом нежные, легкие приемы: поглаживание – плоскостное, глажение, щипцеобразное; растирание – прямолинейное, пиление, круговое пальцами; разминание – надавливание, щипцеобразное, сдвигание, растяжение; вибрация – нежная, лабильная, отдельными пальцами, а также сотрясение ладонной поверхностью нескольких пальцев; точечные фиксации – седативная техника от 1,5–2 мин.

Основное в проведении массажа – использовать все приемы избирательно с учетом клинических особенностей состояния больного. Следует применять все специальные медикаментозные средства и проводить тепловые процедуры до массажа, при всех разновидностях массажа – учитывать возможную позу больного.

Курс классического массажа – 25–30 процедур, сегментарного массажа – 10–15 процедур, линейного – 10–15 процедур, а точечного – 20–25. Все виды массажа необходимо сочетать со специальными упражнениями в процессе индивидуальных занятий с ребенком.

Следующая глава

med.wikireading.ru

Массаж при детском церебральном параличе

Благодаря комплексному систематическому лечению, включающему в себя ЛФК и массаж, состояние многих больных детским церебральным параличом значительно улучшается. Резко повышенный тонус, особенно в сгибателях и приводящих мышцах, ведет за собой образование контрактур. Больные с подобными симптомами тяжело передвигаются, перекрещивая при этом ноги. Также с трудом выполняются точные движения руками.

В некоторых случаях больные полностью лишаются возможности двигать руками, не могут самостоятельно пользоваться ложкой или карандашом. Часто в таком случае страдает и интеллект. Больные с диагнозом детский церебральный паралич отстают от своих сверстников в умственном и физическом развитии. Паралич мышц, конечностей, их укорочение, парез, неправильная поза в положении сидя и походка способствуют нарушению осанки. У больных наблюдаются кифосколиозы, сколиозы, патологические изменения стоп.

Кроме того, довольно часто констатируются изменения внутренних органов и вегетативной нервной системы. Нарушаются и обменные процессы. Массаж способен предупредить развитие и образование контрактур, снизить рефлекторную возбудимость мышц, уменьшить трофические расстройства и синкинезию, улучшить циркуляцию лимфы и крови, стимулировать функцию паретических мышц. Перед началом массажа мышцы должны находиться в максимально расслабленном состоянии.

В этом поможет выбор соответствующих упражнений на расслабление и исходного положения. Проводится массаж дифференцированно. Растирание, разминание и поглаживание сокращенных мышц с высоким тонусом производится плавно, медленно и нежно. Для растянутых мышц применяют более глубокий массаж, включающий такие приемы, как хлопки и поколачивание. В обязательном порядке массируются паравертебральные сегменты. Методика и техника массажа напоминают те, что используются при инсультах.

Массажист всегда должен учитывать тот факт, что массаж он делает ребенку, который может не знать, как делать какое-либо упражнение, поскольку раньше он никогда его не выполнял. Кроме того, ребенок может не осознавать необходимости лечения и не концентрировать свое внимание так же хорошо, как взрослый человек. Нельзя также забывать и о том, что больные детским церебральным параличом очень часто бывают раздражительными и замкнутыми. Профессиональный массажист должен учитывать все это, и пытаться расположить к себе маленького пациента.

Способствовать этому будут расставленные в кабинете интересные и яркие игрушки, соответствующие возрасту ребенка. Во время процедуры следует создать приятную психологическую атмосферу. Для этого надо разговаривать и играть с ребенком. На сегодняшний день существует много разных методик массажа, которые применяются в различных случаях. Чес больше массажист знает методик, тем быстрее будет подобрана наиболее эффективная из них для каждого отдельного случая.

Но, в независимости от применяемой методики, надо добиться расслабления мышц. В этом помогает подготовительный массаж с использованием специальных упражнений на расслабление. Например, можно применить нисходящий массаж в сочетании с втиранием анестезиновой мази до появления тепла. Затрагивать сухожилия при этом нельзя. Расслабить мышцы плечевых и тазобедренных суставов позволяет так называемое «катание». В данном случае мышцы «катают» обеими руками по направлению от себя к себе, по принципу скалке на тесте.

Также для расслабления мышц перед массажем используется потряхивание. Для расслабления кисти или стопы массажист захватывает рукой предплечье или голень и выполняет несколько длинных и коротких движений. Поначалу такие движения должны быть плавными и в небольшом количестве. Великолепно расслабляет мышцы и точечный массаж, ещё называемый моторным. Для понижения гипертонуса мышц в качестве метода рефлекторной терапии рекомендуется вибрация, проводимая при помощи портативного электровибратора для массажа лиц.

Массаж воротниковой зоны и лица оказывает на мимические мышцы расслабляющее воздействие и содействует лечению нарушений речи. Массаж при детском церебральном параличе включает в себя разработку суставов, массаж определенных частей тела, стимуляцию точек в зависимости от типа ДЦП. Массаж и физические упражнения при ДЦП оказывают на организм общеукрепляющее воздействие, улучшают кровообращение в пораженной зоне и обменные процессы, укрепляют ослабленные мышцы, восстанавливают координацию движений.

При всей своей доказанной пользе массаж при ДЦП имеет и противопоказания, такие как переломы, открытые раны, острые стадии воспаления, кожные заболевания. В каждом конкретном случае только лечащий врач имеет право назначать курс массажа для больного.

health.propto.ru

Детский церебральный паралич - ДЦП - Все о массаже...

Детский церебральный паралич встречается часто, поэтому давайте уделим этому недугу немного времени... Мне приходилось сталкиваться с данной проблемой, работая в центре помощи деткам с различными проблемами физического недоразвития. И вот об этой самой распространенной проблеме мы и поговорим.

Детский церебральный паралич представляет собой целую группу детских заболеваний с патологиями центральной нервной системы (ЦНС), нарушением координации речи, движения, задержкой в интеллектуальном развитии, дисфункцией мышечной и двигательной систем.

Как показал анализ, в большинстве случаев невозможно выделить только одну причину, влекущую за собой возникновение ДЦП (Детский церебральный паралич). Весьма часто к такому заболеванию приводит сочетание сразу нескольких отрицательных факторов, проявляющихся как при родах, так и в период беременности. И хотя болезнь не прогрессирует, иногда отмечаются ложные признаки развития заболевания в процессе роста ребенка.

Практически на первом году жизни ребенка проявляются симптомы данного заболевания, происходят нарушения двигательной системы при нарушении деятельности головного мозга. С раннего возраста развивается детский церебральный паралич, причины возникновения которого – патологии в коре головного мозга, подкорковой области, стволе головного мозга. Такие причины свойственны всем церебральным параличам, причем детский церебральный паралич не является заболеванием, передающимся по наследству.

Детский церебральный паралич имеет свое принципиальное отличие от других видов паралича, причинами этому могут быть и время возникновения, и связанные с этим нарушения рефлексов, которые характерны для новорожденных детей. Довольно часто ДЦП диагностируется у новорожденных с низким весом, а также у недоношенных деток. Современные методы ведения беременности, родовспоможения, лечения привели к общему повышению показателей рождаемости детей недоношенных или с крайне низким весом, что и позволило говорить о повышении количества случаев церебрального паралича именно у таких новорожденных.

Даже новые современные технологии пока не в состоянии значительно снизить случаи возникновения ДЦП у новорожденных с нормальным весом и рожденных в нормальные сроки. В случае обнаружения данной патологии на ранней стадии удается частично корректировать двигательные дефекты, но полностью избавиться от состояния не получится.

Чтобы описать многочисленные причины развития ДЦП у детей, потребуется разделить все этиологические факторы на 6 групп:

  1. Генетические;
  2. Ишемические;
  3. Инфекционные;
  4. Интоксикационные;
  5. Физические;
  6. Механические.

Генетические дефекты детского церебрального паралича достоверно не установлены. Специалисты указывают на вероятность развития болезни при наследственных дефектах в любых хромосомах. Любые генетические дефекты способны привести к развитию церебрального паралича у детей, так как последние генетические открытия установили вероятность активизации патологических белков под влиянием хромосомных аномалий. Установлены субклинические формы активации протеинов. Наследственные дефекты могут не приводить сразу к развитию заболеваний.

Есть генетические исследования, указывающие на то, что каждый аномальный ген способен активировать выработку небольшого количества патологических протеинов. Комплекс неспецифичных химических соединений приводит к необъяснимым морфологическим изменениям в организме. Генетические причины возникновения церебрального паралича у детей провоцируются любыми хромосомными аномалиями, поэтому установить вероятность заболевания во внутриутробном периоде позволяет генетическое картирование.

Ишемические изменения головного мозга при беременности развиваются из-за гипоксии плода во время родов или внутриутробно, фетоплацентарной недостаточности, нехватке кислорода тканям ребенка из-за токсикоза, внутренних болезней.

Инфекционные причины ДЦП у новорожденных возникают из-за наличия менингоэнцефалитов, энцефалитов, менингитов. Бактериальное и вирусное воспаление мозговых оболочек, тканей головного мозга обусловливает воспалительные и атрофические поражения мозговых тканей. Инфекции приводят к церебральному параличу при остром течении, сопровождающемуся высокой температурой, наличием в спинномозговой жидкости возбудителя.

О развитии менингоэнцефалита свидетельствует увеличение количества лейкоцитов в лабораторных анализах крови. В первые месяцы жизни у человека возникает арахноидит. Воспаление подпаутинного пространства головного мозга сопровождается увеличением лейкоцитов крови, высокой температурой. Такие факторы обусловливают негативное воздействие на мозговые структуры с последующей двигательной нестабильностью.

Интоксикационные причины ДЦП обусловлены отравлениями, интоксикациями после проникновения в организм токсинов. При осложненной беременности в организме женщины скапливаются токсические вещества, которые могут влиять на развитие плода. Аналогичное состояние провоцируется лечением токсикозов фармацевтическими препаратами. Беременным женщинами противопоказано контактирование с радиацией, химическими жидкостями.

Физические причины рождения детей с ДЦП – это воздействие сильного магнитного поля, электрических разрядов, радиационного поражения, рентгеновского облучения.

Симптомы ДЦП.

Симптомы ДЦП являются, в основном, двигательными нарушениями. Причем вид подобных нарушений и выраженность разнятся в зависимости от возраста ребенка. В связи с этим принято выделять следующие стадии заболевания.

ДЦП причины возникновения, симптомы и лечение:

  • раннюю – до 5 месяцев жизни;
  • начальную резидуальную – с 6 месяцев и до 3 лет;
  • позднюю резидуальную – после 3-х лет.

В самую раннюю стадию диагноз редко выставляется, потому что как таковых двигательных навыков в этом возрасте очень мало. Но несмотря на это, существуют определенные признаки, которые могут быть первыми симптомами: задержка двигательного развития - существуют средние сроки появления определенных навыков (способность удерживать головку, переворачиваться с живота на спину, целенаправленно тянуться за игрушкой, сидеть, ползать, ходить). Отсутствие этих навыков в соответствующий временной промежуток должно настораживать врача; как правило, у деток существуют безусловные рефлексы, которые могут  угасать к определенному возрасту.

Существование данных рефлексов после достижения такого возраста является признаком патологии. К примеру хватательный рефлекс (надавливание на ладонь ребенка пальцем вызывает захват этого пальца, сжимание ладони) в норме после 4-5 месяцев не встречается. В том случае он все же выявляется, то это повод к более тщательному обследованию; нарушение мышечного тонуса - повышенный или пониженный тонус может определить невропатолог при осмотре.

Результатом таких изменений мышечного тонуса могут быть избыточные, бесцельные, внезапные или медленные, червеобразные движения в конечностях; преимущественное использование одной конечности для осуществления действий. Возьмем например следующее, в своей норме ребенок тянется к игрушке двумя руками с одинаковым рвением. Характерно, что это не зависит от того, будет ребенок правшой или левшой в будущем. Когда же он постоянно пользуется только одной рукой, это уже является поводом, который должен настораживать.

ДЦП причины возникновения, симптомы и лечение.

Детей, у которых при плановом осмотре у врача были выявлены какие-либо даже незначительные нарушения, необходимо осматривать каждые 2-3 недели. При повторных осмотрах обращают внимание на динамичность выявленных изменений (сохраняются ли нарушения, нарастают или уменьшаются), все ли двигательные навыки формируются с задержкой, или задержка одного из них была вариантом индивидуального развития.

Большая часть симптомов ДЦП появляется в начальный резидуальный период, то есть после полугода жизни. К таким симптомам относятся нарушения движений и мышечного тонуса, речи, умственного развития, слуха и зрения, глотания, мочеиспускания и дефекации, формирование контрактур и скелетных деформаций, судороги.

Лечение детского церебрального паралича.

Лечение очень желательно  начинать как можно раньше. Несмотря на то, что это заболевание неизлечимо, но все же при своевременном лечении возможно максимально благоприятное развитие ребенка. Комплексное лечение детского церебрального паралича включает в себя постоянную лечебную физкультуру, медикаментозную терапию, психологическую помощь, развитие речи, санаторно-курортное лечение, ортопедические и хирургические методы лечения.

Осуществлять подход к лечению ДЦП нужно индивидуально, в зависимости от тяжести заболевания. Физиотерапевтические методы лечения детского церебрального паралича: ЛФК, массаж (а особенно тибетский точечный массаж), электростимуляция мышц и нервов, иглорефлексотерапия, электросон, бальнеотерапия, тепловое и грязевое лечение, электрофорез лекарственных веществ.

Ортопедические меры направлены на улучшение жизнедеятельности ребенка и устранение дефектов, связанных с поражением конечностей. Существуют также специальные ортопедические костюмы и тренажеры, которые помогают расслабить одни группы мышц и заставить работать другие. Немаловажным является в случае лечении детей с детским церебральным параличом психотерапия. Данная методика помогает ребенку справиться с депрессивными состояниями, возникающими из-за серьезности данного заболевания.

Медикаментозная терапия, тут бесспорно, что этот метод самый сложный раздел в лечении детского церебрального паралича. В связи с тем, что симптомы ДЦП достаточно разнообразны, объем необходимых лекарственных средств может быть очень большим. В основном на практике применяются сосудистые и ноотропные препараты, аминокислоты и миорелаксанты.

Из сосудистых препаратов чаще всего назначают винпоцетин, который улучшает питание нервных клеток головного мозга. Ноотропные препараты, такие как пирацетам, благоприятно воздействует на трофику головного мозга. Миорелаксанты борются с мышечными спазмами в конечностях и минимизируют симптомы детского церебрального паралича. Обычно для этих целей детям назначают толперизон. Что касается аминокислот (глицин и др.), они помогают расслабить мышцы и снизить нервную возбудимость больного.

Для того чтобы не давать ребенку одновременно большое количество препаратов, для лечения ДЦП рекомендуются кортексин, это лекарственное средство, которое обладает несколькими эффектами. Ребенок с ДЦП обязательно дважды в год должен проходить реабилитационный курс в стационаре или санатории, специализирующемся на лечении этого заболевания. В домашних условиях родителям необходимо постоянно проводить специальные упражнения, направленные на закрепление уже полученных навыков и на развитие новых.

В случае ярко выраженных контрактурах рекомендуется хирургическое лечение. Ортопеды-хирурги могут удлинить кости, сухожилия и мышцы, провести операции на нервах, пересадить сухожилия или подрезать их для снятия спастики. Хирургическое вмешательство направлено на профилактику и лечение контрактур, подвывихов и вывихов суставов.

Точечный массаж является незаменимым способом, для того чтобы расслабить мышцы и нормализовать их тонус, но делать его необходимо только специалисту, имеющему опыт работы с такими пациентами. Но вполне возможно и обучение родителей принципам массажа под строгим контролем профессионала, который подберет схемы и индивидуальность занятий.

Целью массажа является — добиться расслабления спазмированных и приведение в нормальный тонус расслабленных мышц. После таких оздоровительных сеансов точечного массажа, ребенок сможет осуществлять движения нормально. Начинать массаж требуется как можно раньше. С 2-3 месяцев. Как только была  установлена причина проблем. Помимо этого, хорошие результаты показывает водолечение, ведь вода уменьшает нагрузку на тело, расслабляет, снимает напряжение, многие дети сначала учатся плавать, а после этого начинают ходить.

Очень хорошо помогают лечебные грязи, электрофорез и магнитотерапия, физиолечение и парафинолечение. Детям прописываются специальные стул и костюмы для обучения хождению, ходунки и прочие приспособления. Параллельно с развитием его физических способностей, происходят занятия по развитию интеллекта и его умственной сферы. Занятия проводятся с дефектологом, уделяя внимание мелкой моторике, а логопед, проверяя тонус мышц языка, проводит занятия на устранение проблем с речью.

Проводя активные занятия, к школьному возрасту можно добиться потрясающих результатов – ребенок сможет ходить в школу и учиться с обычными детьми, общаться, заниматься различной деятельностью, быть социально адаптированным.

Детский церебральный паралич — это целый комплекс различных неврологических симптомов, во главе которых стоят двигательные расстройства. Зачастую он может сопровождаться умственными и речевыми нарушениями. При этом  протекает очень тяжело, но это не является  приговором. Комплексное применение различных методик лечения могут способствовать формированию двигательных навыков, приспособлению больного к существованию в обществе, обеспечивая возможность обучения и последующего приобретения профессиональных навыков, а значит делает жизнь полноценной.

fine-massage.ru


Смотрите также