Как делать массаж логопедический


Как делать логопедический массаж при заикании и дизартрии? Какие существуют методики, приемы и инструменты для логопедического массажа?

Описание проведения процедур профилактики и лечения заикании и дизартрии. Действенные методы лечения малыша.

Как делать логопедический массаж при заикании и дизартрии?

Фото : на приеме у массажиста

Развитие каждого ребенка проходит по—разному. Один малыш без особых проблем начинает говорить, другой сталкивается  с затруднениями при произношении звуков и слов. Некоторые дети вообще отказываются разговаривать и молчат до определенного возраста.

  • Причиной такого детского поведения  выступают разнообразные физические отклонения, проблемы психологические, послеродовые травмы и послеродовые заболевания
  • Такая ситуация должна исследоваться специалистами, так как проблема нарушения речи не исчезнет просто. Пройдите консультацию с врачом—логопедом, определитесь с наиболее эффективным комплексом лечения
  • Сегодня самым действенным способом вылечивания выступает массаж от логопеда. Такое средство лечения в приоритете при заикании, дизартрии и  дефективных сложностях

Что такое логопедический массаж?

Фото : логопедический массаж в положении лежа

Массаж логопеда — упражнения, с воздействием приемов механики на состояние нервов, тканей в речевом аппарате, где расположены сосуды кровеносные. Это техника по лечению и  нормализации состояния речевого произношения, эмоциональности ребенка.

Такой массаж применяют успешно при дизартрии, заикании. Он прекрасно улучшает кровообращение и проводит активизацию лимфа системы, общее  организма состояние на физиологическом уровне.

Основными задачами такого массажа выступают:

  • активация аппарата речи, мышц с небольшой способностью сократительной
  • приведение в тонус артикуляции
  • активное стимулирование проприоцептивных ощущений
  • техника крепости глотательного рефлекса
  • стимулирование головного мозга в речевой зоне афферентации

Массаж логопедический обязан проходить в теплом и вентелируемом помещении. Цикл состоит из десяти – двадцати каждодневных сеансов. Перерыв следует делать промежутком в один — два месяца.

Виды логопедического массажа при заикании и дизартрии

  • Точечный – действует в активных биологических точках. Проходит  в зоне волосяного покрова
  • Классика — массаж практики поглаживаний, вибрационных действий
  • Сегментарно — рефлекторный: сегментируются приемы классического приема в определенных зонах. Выполняются упражнения в воротниковой зоне, в шейном отделе лица
  • Массаж зондовый. Выполняется за счет использования инструмента — зонда
Фото : сеанс у логопеда

Можно ли самостоятельно выполнять логопедический массаж? Массаж языка

Такой специфический вид массажа необходимо доверять квалифицированному и специально обученному человеку, для безопасности и лучшей эффективности проводимой процедуры. Для использования в домашних условиях возможно использование следующих упражнений:

  • Массаж губ проводиться с помощью нетрудных поглаживаний и пощипывание губ у малыша
  • Массаж языка проводиться с использование электро зубной щетки. С ее помощью проводим воздействие на кончик языка в самом центре
  • Массаж рук ребенка сопровождаем нежными движениями массажирующими конечностей пальцев

Эффективность любого из методов логопедического массажа будет достигнута даже при тяжелых формах в нарушении речи. Обязательно проводить все процедуры  в установленный невропатологом и педиатром срок. Посмотрите видео ниже, как делать такой массаж.

Видео: Логопедический массаж языка: мастер класс

Какие существуют методики, приемы и инструменты для логопедического массажа?

Логопедический массаж состоит из целого комплекса методик и приемов. Существует три комплекса, целенаправленных в зону  симптомов патологических.

  • Первый сборник упражнений происходит при высоком тонусе
  • Второй — при дистонии, атаксии и появившихся гиперкинезах
  • И последний комплекс предполагает  массаж при низком тонусе

Пример массажа предполагает:

  • нормирование  тонуса мышечной массы в органах артикуляции
  • нормализацию моторного аппарата
  • налаживание рефлексов точности, ритма, переключения

Профессиональный массажист в ходе проводимых приемов должен определить:

  • последовательность работы со звуками; отработать и довести до автоматики основные артикуляционные уклады звуков, которые нуждаются в корректировке
  • развить слух фонематики
  • отработать слова сложной звука — слоговой структурированности

Диагноз дизартрии – часто встречающееся заболевание в логопедии. К первоначальным симптомам на болезнь относят: ужасную дикцию, невероятные замены звуков в структуре слога, невнятную речь.

Основная логопедическая программа спланирована так:

  • На обычных упражнениях с детками изучается материал, который направлен на преодоление недоразвитости речевого рефлекса
  • На занятиях индивидуального характера происходит коррекционные действия произносительной стороны речи, проходит устранение  дизартрии
  • Лечебный процесс проходит в некоторые определенные этапы. На первоначальном этапе предусмотрена нормализация мышечного тонуса. Здесь логопед  проводит массаж, и планирует занятия ведущие к нормализации моторики артикуляционного аппарата
  • Вводит специализированные упражнения для укрепления голоса и дыхания. Основополагающим элементом всех занятий с логопедом является развитие мелкой моторики

Основным видом специализированного массажа выступает массаж  на языке.

  • Здесь вступает в дело собрание действий физических, которые определены на выздоровление участков тела ребенка, которые поражены
  • Длительность процедуры  не меньше шести минут и не больше двадцати на последних занятиях сеанса
  • Противопоказаниями к такому массажу выступают: рвотные позывы, заболевание зубной полости, заболевания вирусно — инфекционной группы
Фото : инструменты для применения в логопедическом массаже

Инструменты логопедического массажа

Логопед имеет вспомогательные элементы в своей работе. К ним относят зонды.  Делятся они на два подвида: разработанные из металла  и из пластмассы. Форма их достаточно разнообразна:

  • Шарик, улитка, топорик, усы, грибок

Эти приспособления безопасны для ребенка.

Правила проведения массажа инструментами

Различают две безопасных позы для выполнения  массажных упражнений:

  • Расположение  — лежа на спине с использованием подушки под шеей
  • В позе – сидя на стуле, с использованием подголовника (возможно использование детских приспособлений: кресла, коляски). Для успешности в процедуре мышцы должны быть расслаблены и быть в покое. Сначала выполняется гимнастические упражнения для растяжки

Упражнения, проводимые при дизартрии:

  • Усиление продольной и поперечной мышцы за счет сдавливания пластмассовым зондом точек на языке. Двигательные процессы нацеливаются от корней к кончику языка
  • Проведение зондом в виде шарика по продольным мышцам, для их укрепления. Упражнение выполняем десять раз
  • Глажка мышц поперечных зондом
  • Весь периметр языка обкалываем зонтом в течение десяти секунд
  • Проводим точечные двигательные повороты против стрелки часовой
  • Массажируем весь язык пальцами. Для укрепления мышц
  • Нацеливаем надавливания и потряхивания языка, держим его за кончик
  • Проводим вибрационные телодвижения зондом по краю языка

Количество проводимых массажем зависит от индивидуальных особенностей организма ребенка.

Польза от логопедического массажа при заикании и дизартрии будет достигнута только при регулярном проведении занятий.

Дети, имеющие меньшую степень болезни быстрее восстанавливают развитие речи.

Видео: Логопедический массаж при заикании и дизартрии

Сохранить

Оцените статью

heaclub.ru

Как делать логопедический массаж в домашних условиях

Логопедический массаж проводят малышам с нарушениями речи старше 2-х лет, а также детишкам от 3-х месяцев в профилактических целях. Конечно же, лучше, если массаж вашему ребёнку будет проводить квалифицированный специалист, но при желании любая мамочка сможет овладеть основами массажа и самостоятельно в домашних условиях заниматься со своим чадом.

Тело ребенка перед началом сеанса массажа необходимо привести в правильное положение. Это поспособствует расслаблению и нормализации мышечного тонуса, сделает дыхание более свободным. Наиболее оптимальными при логопедическом массаже являются следующие положения: 

- ребенок находится в кресле с высоким подголовником в положении полусидя; 

- ребенок в положении лежа на спине. Под шею ему следует подложить небольшой валик, что позволит немного откинуть голову назад и приподнять плечи. Ноги должны лежать свободно и при этом быть чуть-чуть согнутыми в коленях, для этого также можно подложить под колени валик; руки вытянуты вдоль тела; 

- ребенок находится в откидывающемся детском стульчике или сидячей коляске в положении полусидя.

Начинать логопедический массаж следует с общего массажа лица. Это способствует развитию оральной сферы и мимических средств общения.

Процедура массажа лица длится около 3-х – 5-ти минут. Это время должно быть приятным ребёнку, не вызывать никакого дискомфорта, поэтому совмещая приятное с полезным, во время массажа можете, например, рассказывать сказки, петь песни, словом, увлекать и развивать ребёнка.

Основными приёмами должны быть лёгкое поглаживание, при котором кожа не будет собираться в складки, и вибрация (движение выполняется фалангами пальцев и напоминает процесс просеивание муки через сито).

Массаж лица проводите в следующих направлениях:

•    От бровей к волосистой части головы.

•    От середины лба к вискам.

•    От внешнего угла глаза к внутреннему на нижнем веке, и в обратном направлении – на верхнем.

•    От уголков рта к ушным раковинам.

•    От корня носа к вискам.

•    От середины подбородка к мочке уха.

•    Снизу – вверх по передней поверхности шее, и сверху – вниз – по боковым.

Для того, чтобы расслабить мышцы шеи, что в свою очередь, вызовет расслабление корня языка, нужно слегка покачать головой ребёнка. Поместите правую руку под голову малыша и плавно поверните его голову сначала в одну, затем, в другую сторону, при этом слегка покачивая ею вперёд.

После такой разминки, можно перейти к логопедическому массажу.

Массаж губ.

1. Поставьте указательные пальцы у крыльев носа и проводите поглаживающие движения с лёгким нажатием по носогубным складкам к уголкам рта. Повторите 8-10 раз.

2. Поставьте указательные пальцы на середине верхней губы и растирайте её к уголкам рта. Повторите 8-10 раз. То же самое повторите и с нижней губой.

3. Указательным и большим пальцами пощипывайте сначала верхнюю губу от одного уголка рта к другому, затем, нижнюю. Повторите 8-10 раз для каждой губы.

4. Указательным пальцем выполните постукивания над верхней и нижней губой по часовой стрелке. Начните с совсем лёгких движений, и постепенно набирайте силу воздействия.

5. Расположите указательные пальцы в уголках губ и собирайте верхнюю губу к середине, затем, наоборот, слегка растяните её. То же самое повторите 8-10 раз и для нижней губы. 

Массаж языка.

При выполнении этого массажа обратите внимание на следующие моменты:

-  Движения в основном направлены от корня языка к кончику. По характеру воздействия они должны быть довольно активными и интенсивными.

- Основными приёмами являются перетирание и разминание.

- При сниженном тонусе мышц языка, как правило, снижен и рвотный рефлекс, поэтому область корня языка можно так же активно массировать.

- Повышенное слюноотделение неизменно сопровождает пониженный тонус мышц, поэтому в процессе массажа и перед его выполнением предлагайте ребёнку проглатывать слюну.

Активизирующий массаж языка может включать в себя следующие движения:

1. Положите большой палец сверху языка, а средний и указательный – снизу. Начните перетирания в горизонтальном направлении от корня к кончику сначала с одной стороны языка, затем, с другой.

2. Не меняя положения пальцев, выполните перетирание мышц языка спиралевидными движениями, постепенно увеличивая силу давления. Направление движения то же, что и в предыдущем упражнении.

3. Сохраняя исходное положение пальцев, выполните перетирания в поперечном направлении сначала с одной стороны языка, затем, с другой.

4. Расположите большой и указательный пальцы на боковых поверхностях языка, сожмите язык с боковых поверхностей. Удерживайте язык в сжатом

положении 2 секунды, затем немного переместите пальцы и повторите движение.

5. Положение пальцев не меняйте. Правой рукой сожмите язык с боковых поверхностей. Указательным и большими пальцами выполните перетирающие движения, постепенно передвигаясь от корня языка к кончику.

6. Выполните пощипывающие движения по краю языка большим и указательным пальцами.

7. При помощи рифлёной поверхности ручки или зубной щётки выполните похлопывания мышц языка. 

8. На нижние зубы ребёнка положите валик из марли. Возьмите деревянный шпатель (карандаш) и выполните им вибрацию языка. 

Логопедический массаж – это не всё, что нужно делать, если у ребёнка есть нарушения речи, поэтому, как только вы их обнаружите, обратитесь к квалифицированному специалисту.

xn--j1ahfl.xn--p1ai

Основные приемы логопедического массажа

Перейти к содержимому

Дифференцированный логопедический массаж — часть комплексной медико-психолого-педагогической работы, направленной на коррекцию различных речевых расстройств. Массаж используется в логопедической работе с детьми с дизартрией, ринолалией, заиканием и голосовыми расстройствами. При этих формах речевой патологии (особенно при дизартрии) массаж является необходимым условием эффективности логопедического воздействия. Применяется в тех случаях, когда имеют место нарушения тонуса артикуляционных мышц. Изменяя состояние мышц периферического речевого аппарата, он в конечном счете опосредованно способствует улучшению произносительной стороны речи.

Массаж может проводиться на всех этапах коррекционно-логопедического воздействия, но особенно значимо его использование на начальных этапах работы, когда у ребенка еще нет принципиальной возможности выполнить определенные артикуляционные движения.

Дифференцированный логопедический массаж могут осуществлять логопед, дефектолог, инструктор ЛФК, который прошел специальную подготовку (курсы повышения квалификации), владеет техникой массажа, имеет знания по анатомии и физиологии мышц речевого аппарата. Логопед по возможности может обучить родителей ребенка элементарным приемам массажа и пассивной артикуляционной гимнастики, предварительно объяснив родителям их необходимость и эффективность.

И так существую большое количество авторов по логопедическому массажу и соответственно большое количество «школ логопедического массажа», например, Приходько, Архипова Блыскина, Новикова, Дьякова и др. Поэтому пройдя курсы логопедического массажа определитесь со своим вариант, лично я в работе в Заславле и в Минске использую массаж по Новиковой (руками). Так же если вы используете массаж в детском саду и в школе помните о том что официально в законодательной базе массажа нет. Поэтому для своей же «безопасности» говорите о нормализации мышечного тонуса. Также обязательно возьмите с родителей согласие о том что они разрешают вам делать массаж ребенку, и по-возможности, справку от психоневролога.

Помните что логопедический массаж целесообразно применять по рекомендации врача, который проводит медицинскую диагностику. Медицинское заключение должно содержать указание на наличие неврологической симптоматики в артикуляционной мускулатуре, а также форму и степень проявления неврологического синдрома (спастический парез, гиперкинетический, атактический, спастико-ригидный). Но даже имея медицинское заключение невропатолога, логопед должен уметь самостоятельно провести обследование состояния мышечного тонуса и строения органов артикуляции.

Основные задачи логопедического массажа: 1. Нормализация тонуса мышц артикуляционного аппарата (в более тяжелых случаях — уменьшение степени проявления двигательных дефектов артикуляционной мускулатуры: спастического пареза, гиперкинезов, атаксии, синкинезий). 2. Активизация тех групп мышц периферического речевого аппарата, в которых была недостаточная сократительная способность (или включение в процесс артикулирования новых групп мышц, до этого бездействующих). 3. Стимуляция проприоцептивных ощущений. 4. Подготовка условий к формированию произвольных, координированных движений органов артикуляции. 5. Уменьшение гиперсаливации. 6. Укрепление глоточного рефлекса.

7. Афферентация в речевые зоны коры головного мозга (для стимуляции речевого развития при задержке формирования речи).

Логопедический массаж оказывает общее положительное воздействие на организм в целом, вызывая благоприятные изменения в мышечной и нервной системах, играющих основную роль в речедвигательном процессе. Под влиянием массажа повышается эластичность мышечных волокон, сила и объем их сократительной функции, работоспособность мышц. Сущность массажа состоит в нанесении механических раздражений в виде поглаживания, пощипывания, растирания, разминания, поколачивания и вибрации. При легком, медленном поглаживании снижается возбудимость массируемых тканей, что оказывает успокаивающее, расслабляющее воздействие. Энергичные и быстрые движения при массаже повышают раздражимость массируемых тканей, сокращают мышцы.

Дифференцированное применение различных приемов массажа позволяет понизить мышечный тонус при спастичности мышц и, напротив, повысить его при гипотонии артикуляционной мускулатуры. Дифференцированный массаж помогает в дальнейшем формированию и осуществлению произвольных (активных), координированных движений органов артикуляции.

Логопедический массаж выполняется в области мышц головы, шеи, а также верхнего плечевого пояса. Особое внимание должно уделяться мышцам периферического речевого аппарата, к которым относятся прежде всего мышцы языка и губ, а также щек и мягкого нёба. Именно эти мышцы обеспечивают речепроизводство.

Известно, что часто у детей с неврологической патологией отмечается смешанный вариативный характер нарушений мышечного тонуса, т.е. в одних группах мышц может отмечаться спастичность, а в других — гипотония. В связи с этим в одних случаях будет необходим расслабляющий массаж, а в других — стимулирующий.

Логопеду нужно определить состояние тонуса следующих мышц: языка, губ, лица, шеи, верхнего плечевого пояса. Это устанавливается в ходе осмотра ребенка путем наблюдения и пальпации.

Противопоказаниями для проведения массажа являются инфекционные заболевания (в том числе ОРВИ, грипп), заболевания кожи, герпес на губе, стоматит, конъюнктивит. С большой осторожностью следует применять массаж у детей с эписиндромом (судорогами), особенно если ребенок плачет, кричит, вырывается из рук, у него «синеет» носогубный «треугольник» или отмечается тремор подбородка.

Логопедический массаж проводится в теплом, хорошо проветренном помещении. Обычно массаж рекомендуется проводить циклами по 10-15-20 сеансов, желательно каждый день или через день. После перерыва на 1-2 месяца цикл можно повторить. При определенных обстоятельствах, когда массаж невозможно делать часто и регулярно, допускается его проведение в течение более длительного времени, но реже. При выраженных нарушениях мышечного тонуса массаж можно проводить в течение нескольких лет (с небольшими перерывами).

Длительность одной процедуры может варьировать в зависимости от возраста ребенка, тяжести речедвигательного нарушения, индивидуальных особенностей и т.д. Начальная длительность первых сеансов составляет от 1-2 до 5-6 минут, а конечная — от 15 до 20 минут. В раннем возрасте массаж не должен превышать 10 минут, в младшем дошкольном — 15 минут, в старшем дошкольном и школьном возрасте — 25 минут. Во время массажа ребенок не должен испытывать боли и насилия. Однако у некоторых детей отмечается повышенная чувствительность всех или отдельных артикуляционных мышц. Одни дети испытывают неприятные ощущения в язычной мускулатуре (особенно под языком), у других детей — в лицевой мускулатуре или внутренней поверхности щек. Большинство детей достаточно быстро привыкают к процедуре массажа, неприятные ощущения при этом постепенно проходят.

Не нужно с первых встреч сразу укладывать ребенка в горизонтальное положение. Лучше поместить его в положение сидя (маленький ребенок может сидеть на коленях у мамы или в детском кресле, коляске в полуоткинутом положении).

Если ребенок негативно настроен или испуган, первые сеансы массажа должны быть очень короткими и ограничиваться при этом только массажем кистей и пальцев рук или легким поглаживанием лицевой мускулатуры. Логопед может на первых порах показать выполнение массажа на другом ребенке, с которым давно ведутся занятия, или на маме малыша.

Во время массажа используются различные отвлекающие средства: пение песенки, чтение сказки или стихотворения. Ребенок обязательно должен чувствовать мягкое, доброе отношение логопеда к нему.

Руки логопеда во время проведения массажа должны быть чистыми, теплыми, без воспалительных процессов, с коротко остриженными ногтями; желательно не надевать украшений (колец и браслетов), мешающих проведению массажа. Кожа лица и губ ребенка также должна быть чистой, а рот — свободным от крошек или остатков пищи. Массаж целесообразно проводить не раньше, чем через 2 часа после последнего приема пищи (особенно у детей с повышенным глоточным рефлексом).

ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЫ МАССАЖА

1. Поглаживание: поверхностное; глубокое обхватывающее; граблеобразное. 2. Растирание. 3. Разминание. 4. Вибрация и поколачивание. 5. Плотное нажатие.

1. Поглаживание.

Это обязательный прием, с которого начинается каждая процедура. Его чередуют с другими приемами и им заканчивают каждый массажный комплекс. Значение приема заключается в следующем: припоглаживании усиливается кровообращение в поверхностно расположенных сосудах, снижается мышечный тонус, регулируется дыхание.

В логопедическом массаже применяются в основном три приема поглаживания. Это поверхностное, глубокое обхватывающее и в виде вспомогательного приема граблеобразное поглаживание.

A. Поверхностное поглаживание.

Это наиболее мягкий, щадящий прием, представляющий собой нежный вид поглаживания. Применяется для снижения тонуса мышц лицевой и артикуляционной мускулатуры.

Техника выполнения: кисть (ладонь) как бы ласкающим движением скользит по поверхности кожи, слегка касаясь ее. Контакт руки с кожей должен быть мягким и нежным, массируемый едва ощущает это движение, его выполнение не должно вызывать кожно-сосудистой реакции в виде покраснения кожи. Поверхностное поглаживание необходимо выполнять медленно и ритмично.

Б. Глубокое обхватывающее поглаживание.

Глубокое обхватывающее поглаживание

Это более интенсивный прием, применяемый для воздействия на рецепторы глубоко лежащих мышц и сосудов. Оказывает некоторое возбуждающее воздействие на центральную нервную систему. Техника выполнения: ладонь руки плотно и равномерно прилегает к массируемой части лица или шеи и скользит по поверхности в строгом соответствии со всеми их анатомическими контурами. Поглаживающее движение при этом должно быть непрерывным и медленным.

B. Граблеобразное поглаживание.

Граблеобразное поглаживание

Прием в основном используется при массаже волосистой части головы. Техника выполнения: при выполнении этого движения пальцы широко разведены. Действие граблеобразного приема тем энергичнее, чем больше угол между производящими поглаживание пальцами и поверхностью массируемой части тела. Прием выполняется подушечками пальцев в продольном, поперечном, зигзагообразном и круговом направлениях.

Г. Гребнеобразное поглаживание выполняют костными выступами основных фаланг согнутых в кулак пальцев одной или обеих кистей. Прием используют для глубокого поглаживания крупных мышц спины, подошвенной поверхности стопы, ладонной поверхности кисти и др.

2. Растирание.

Этот прием проводится, как правило, на малых, ограниченных участках, в области отдельных мышечных групп. Выполняется с применением определенной силы давления на массируемую область, что вызывает смещение и некоторое растяжение массируемых тканей. При этом значительно усиливается кровообращение, улучшаются обменные процессы в тканях, повышается тонус мышц.

Техника выполнения: растирание может выполняться подушечками указательного и среднего пальцев или одним большим пальцем, ребром ладони или всей ладонной поверхностью, а также тыльной поверхностью согнутых в кулак пальцев. Движение осуществляется в прямом и спиралевидном направлениях.

3. Разминание.

Этот прием выполняется так же, как и растирание, в области отдельных мышечных групп. Разминание максимально активизирует работу мышц. Оно состоит в захватывании, сдвигании, оттягивании, сдавливании, сжимании, пощипывании и перетирании тканей. При разминании в наибольшей степени повышается тонус мышц, усиливается их сократительная функция. Этот прием является фактически пассивной гимна-стикой для мышц, поэтому он применяется при функциональной недостаточности мышц и сниженном их тонусе.

Техника выполнения: разминание выполняется подушечкой большого пальца, или большого и указательного, или большого и всех остальных пальцев. При сжимании и перетирании мышцы сдавливаются между подушечками большого и других четырех пальцев. Перетирающие движения пальцев осуществляются в различных направлениях: продольно, поперечно, полукружно и спиралевидно. Щипцеобразный прием разминания заключается в том, что массируемые ткани глубоко захватываются, слегка оттягиваются кверху и пропускаются между пальцами. При пощипывании ткань захватывают поверхностно между большим и указательным пальцами и осуществляют пощипывающие движения.

4. Вибрация и поколачивание.

Вибрация изменяет внутритканевый обмен, улучшает трофику тканей. Сильная, жесткая вибрация повышает тонус мышц, а легкая, слабая — снижает их тонус. Поколачивание применяется на лице, особенно в местах выхода нервов, а также там, где мало жировой клетчатки (лоб, скуловые кости, нижняя челюсть).

Техника выполнения: прием вибрации осуществляется одним, двумя или всеми пальцами, при этом тканям придаются колебательные движения различной частоты и амплитуды. Поколачивание, или пунктирование, производится кончиками указательного и среднего пальцев, движение выглядит как интенсивное постукивание. Движения осуществляются одной рукой, двумя руками одновременно или попеременно.

5. Плотное нажатие.

Как правило, этот прием, улучшающий кровообращение, лимфообращение, обменные процессы, используется в местах выхода пучков нервных окончаний. Это так называемые биологически активные точки. Плотным нажатием этих мест заканчивается, как правило, любое поглаживание.

Источники: 1. И.В. Блыскина. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей. Логопедический массаж.

2. Б.А.Дьякова. Логопедический массаж

logosha.com

Как делать логопедический массаж в домашних условиях

Логопедический массаж проводят малышам с нарушениями речи старше 2-х лет, а также детишкам от 3-х месяцев в профилактических целях. Конечно же, лучше, если массаж вашему ребёнку будет проводить квалифицированный специалист, но при желании любая мамочка сможет овладеть основами массажа и самостоятельно в домашних условиях заниматься со своим чадом.

Тело ребенка перед началом сеанса массажа необходимо привести в правильное положение. Это поспособствует расслаблению и нормализации мышечного тонуса, сделает дыхание более свободным. Наиболее оптимальными при логопедическом массаже являются следующие положения: 

- ребенок находится в кресле с высоким подголовником в положении полусидя; 

- ребенок в положении лежа на спине. Под шею ему следует подложить небольшой валик, что позволит немного откинуть голову назад и приподнять плечи. Ноги должны лежать свободно и при этом быть чуть-чуть согнутыми в коленях, для этого также можно подложить под колени валик; руки вытянуты вдоль тела; 

- ребенок находится в откидывающемся детском стульчике или сидячей коляске в положении полусидя.

Начинать логопедический массаж следует с общего массажа лица. Это способствует развитию оральной сферы и мимических средств общения.

Процедура массажа лица длится около 3-х – 5-ти минут. Это время должно быть приятным ребёнку, не вызывать никакого дискомфорта, поэтому совмещая приятное с полезным, во время массажа можете, например, рассказывать сказки, петь песни, словом, увлекать и развивать ребёнка.

Основными приёмами должны быть лёгкое поглаживание, при котором кожа не будет собираться в складки, и вибрация (движение выполняется фалангами пальцев и напоминает процесс просеивание муки через сито).

Массаж лица проводите в следующих направлениях:

•    От бровей к волосистой части головы.

•    От середины лба к вискам.

•    От внешнего угла глаза к внутреннему на нижнем веке, и в обратном направлении – на верхнем.

•    От уголков рта к ушным раковинам.

•    От корня носа к вискам.

•    От середины подбородка к мочке уха.

•    Снизу – вверх по передней поверхности шее, и сверху – вниз – по боковым.

Для того, чтобы расслабить мышцы шеи, что в свою очередь, вызовет расслабление корня языка, нужно слегка покачать головой ребёнка. Поместите правую руку под голову малыша и плавно поверните его голову сначала в одну, затем, в другую сторону, при этом слегка покачивая ею вперёд.

После такой разминки, можно перейти к логопедическому массажу.

Массаж губ.

1. Поставьте указательные пальцы у крыльев носа и проводите поглаживающие движения с лёгким нажатием по носогубным складкам к уголкам рта. Повторите 8-10 раз.

2. Поставьте указательные пальцы на середине верхней губы и растирайте её к уголкам рта. Повторите 8-10 раз. То же самое повторите и с нижней губой.

3. Указательным и большим пальцами пощипывайте сначала верхнюю губу от одного уголка рта к другому, затем, нижнюю. Повторите 8-10 раз для каждой губы.

4. Указательным пальцем выполните постукивания над верхней и нижней губой по часовой стрелке. Начните с совсем лёгких движений, и постепенно набирайте силу воздействия.

5. Расположите указательные пальцы в уголках губ и собирайте верхнюю губу к середине, затем, наоборот, слегка растяните её. То же самое повторите 8-10 раз и для нижней губы. 

Массаж языка.

При выполнении этого массажа обратите внимание на следующие моменты:

-  Движения в основном направлены от корня языка к кончику. По характеру воздействия они должны быть довольно активными и интенсивными.

- Основными приёмами являются перетирание и разминание.

- При сниженном тонусе мышц языка, как правило, снижен и рвотный рефлекс, поэтому область корня языка можно так же активно массировать.

- Повышенное слюноотделение неизменно сопровождает пониженный тонус мышц, поэтому в процессе массажа и перед его выполнением предлагайте ребёнку проглатывать слюну.

Активизирующий массаж языка может включать в себя следующие движения:

1. Положите большой палец сверху языка, а средний и указательный – снизу. Начните перетирания в горизонтальном направлении от корня к кончику сначала с одной стороны языка, затем, с другой.

2. Не меняя положения пальцев, выполните перетирание мышц языка спиралевидными движениями, постепенно увеличивая силу давления. Направление движения то же, что и в предыдущем упражнении.

3. Сохраняя исходное положение пальцев, выполните перетирания в поперечном направлении сначала с одной стороны языка, затем, с другой.

4. Расположите большой и указательный пальцы на боковых поверхностях языка, сожмите язык с боковых поверхностей. Удерживайте язык в сжатом

положении 2 секунды, затем немного переместите пальцы и повторите движение.

5. Положение пальцев не меняйте. Правой рукой сожмите язык с боковых поверхностей. Указательным и большими пальцами выполните перетирающие движения, постепенно передвигаясь от корня языка к кончику.

6. Выполните пощипывающие движения по краю языка большим и указательным пальцами.

7. При помощи рифлёной поверхности ручки или зубной щётки выполните похлопывания мышц языка. 

8. На нижние зубы ребёнка положите валик из марли. Возьмите деревянный шпатель (карандаш) и выполните им вибрацию языка. 

Логопедический массаж – это не всё, что нужно делать, если у ребёнка есть нарушения речи, поэтому, как только вы их обнаружите, обратитесь к квалифицированному специалисту.

xn--j1ahfl.xn--p1ai


Смотрите также